К концу 2015 года вступят в силу новые правила сдачи экзаменов на права – глава МВД Владимир Колокольцев подписал приказ об утверждении нового регламента, который усложняет схему проведения экзаменов. Как только документ пройдет проверку в Минюсте, он будет опубликован и начнет действовать. В том, что поправки будут приняты, сомневаться не приходится – новые правила сдачи экзаменов должны стать финальным документом реформы системы подготовки водителей, которая была запущена в России два года назад, когда были утверждены новые образовательные программы и ужесточены требования к автошколам.
Какие понадобятся документы
Набор необходимых документов остался прежним, но записаться на экзамен теперь можно по интернету. Курсант лично или в электронной форме через портал госуслуг подает заявление, предъявляет паспорт, медицинскую справку установленной формы, а также документ, подтверждающий прохождение обучения в автошколе. В случае, если на права сдает несовершеннолетний (нынешние правила допускают получение водительского удостоверения в 16-летнем возрасте с правом сесть за руль только по достижении 18 лет), то потребуется еще и письменное согласие законных представителей курсанта. Сдать экзамен можно в любом подразделении ГИБДД независимо от места регистрации курсанта.За каждую ошибку зададут по 5 вопросов
На площадке введут новые упражнения
Количество экзаменационных упражнений на площадке увеличится с 10 до 17, из которых курсанту предложат выполнить сразу 5, а не 3, как прежде. Из новых – остановка для посадки или высадки пассажиров и выезд с парковочного места. А мотоциклистам придется продемонстрировать навыки скоростного маневрирования – на дистанции 80 метров нужно будет преодолеть 5 препятствий за 25 секунд. Временные нормы вводятся и для других типов транспортных средств. «Экзамены с секундомером – это странно, – негодует председатель Гильдии автошкол. – Почему он за 2 минуты должен что-то успеть сделать, а за 4 - уже нельзя? Представьте себе, например, маневрирование на сочлененном автобусе. Это вопрос безопасности, а не времени».За ошибки в городе будут штрафовать строже
Новые упражнения появятся и в городе. Например, курсанта могут попросить развернуться за пределами перекрестка или правильно проехать железнодорожный переезд. Сам по себе принцип прохождения экзамена в городе не меняется, однако штрафовать за ошибки будут строже. Если за заглохший двигатель курсант получит 1 штрафной балл, то непристегнутый ремень безопасности оценивается уже в 3 балла. Экзамен будет считаться несданным, если курсант наберет 5 штрафных баллов. При этом в системе хватает странностей и нечетких формулировок, уверен Лобарев: «Штрафные баллы начисляются за то, что курсант неправильно оценил дорожную остановку. Что это значит, и кто это определит? Инспектор в данном случае будет судить субъективно».Сколько потребуется времени
Как уже изменились автошколы
Новые требования к автошколам вступили в силу в августе 2014 года. Теперь все они обязаны иметь автодром площадью минимум 0,24 га, где необходимо разместить перекресток, пешеходный переход и имитацию железнодорожного переезда. Школы должны иметь собственный автопарк и использовать учебные программы, рекомендованные Минобрнауки. Время теоретических занятий увеличилось с 110 до 130 часов, курс практического вождения – до 56 часов вместо прежних 50. По новым стандартам воздействие на основные педали учебной машины не должно передаваться на дублирующие, то есть комплекты педалей должны работать независимо, при этом второй комплект должен оснащаться звуковой или световой сигнализацией. Наконец, школы обязаны принимать внутренние экзамены у курсантов.«В целом мы за то, чтобы ужесточать требования к автошколам, что поможет повысить качество обучения. Но концепция изменений выбрана неправильно. Сейчас у нас обязательны 190 часов занятий вместо прежних 150, из которых только 17% времени проходят за рулем. Мы тратим 6 часов на изучение правил проезда переходов в классе и только 2 часа отрабатываем их на площадке», - говорит представитель гильдии автошкол Сергей Лобарев.
При этом новые требования эксперт считает слишком формализованными и оторванными от реальности: «Треть выпускников автошкол уже после получения водительского удостоверения возвращаются и просят дополнительную практику вне программы, чтобы хотя бы почувствоваться скорость выше 100 км/ч. По регламенту мы ездим не быстрее 20-30 км/ч».
Лицензированием заведений теперь занимается Минобрнауки, а проверки проводит ГИБДД. В результате количество автошкол в России сократилось с 11,5 тыс. до 5,5 тыс. (в Москве вместо прежних 340 действует 200 заведений), а стоимость обучения выросла с 15-20 тыс. руб. до 40-45 тысяч. И дешевле оно быть не может, утверждает Лобарев: «Если вам предлагают обучение дешевле 40 тыс., то это либо мошенничество, либо подразумевает дальнейшие скрытые платежи. Работать дешевле школа по новым требованиям просто не может». Однако обойтись без автошколы теперь невозможно – возможность сдачи экзамена экстерном отменена, а документ о прохождении обучения является обязательным.
Иван Ананьев
Фото: «Автошкола №1»