На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"ТВОЙ АВТОДОМ"

3 212 подписчиков

Эволюция автомобильных фар

История автомобильного освещения от газовых ламп и керосиновых фонарей до ксенона и светодиодов  

                                                                                       

Большинство водителей воспринимают фары своего автомобиля как само собой разумеющееся. Редко кто задумывается над тем, какой долгий путь прошла эта разработка. Дизайнеры и инженеры со всего мира работали над этой технологией, вклад в безопасность которой трудно переоценить. 

Первый патент на использование газового света датируется 1799 годом, и уже спустя 8 лет, в 1807 году, впервые центральная улица Лондона PallMall была освещена при помощи газовых ламп. Несмотря на этот технологический прорыв, до создания первых легковых автомобилей на паровой тяге остается практически целый век. В то время образчики фар можно было увидеть на конных экипажах, ими были керосиновые фонари. Дорогу они практически не освещали, но использовались для обозначения транспортного средства в темное время суток.

 

К началу XX века появляются первые автомобили на двигателе внутреннего сгорания, на которых начали устанавливать газовые фонари. Так, например, в 1903 году первой машиной Ford Motor Company (с газовыми фонарями) стал автомобиль Ford Model A. От обычных керосиновых ламп процесс «включения» таких фар мало чем отличался: огонь нужно было зажигать спичкой, а специальные баки заправлять водой и газом. Безусловно, эти фонари прибавили света на дороге, но их эффективность снижалась из-за того, что отражатель покрывался сажей.

 

 

Уже в 1878 году улицы Лондона осветили первые электрические фонари. До автомобильной промышленности эта технология дошла позже. FordModelT, знаменитая «Жестянки Лиззи», прославился не только тем, что стал первым автомобилем Ford, выпускавшимся миллионными партиями, но и тем, что в 1915 году обзавелся фарами с электрическими лампами. Массовое использование таких ламп спровоцировало новую проблему, встречные машины слепили друг друга. Автопроизводители придумывали разные ухищрения: можно было наклонить фары вниз, используя специальный рычаг, либо снизить ток накала ламп с помощью реостата, но их нельзя было вернуть в исходное положение фары на ходу. Такие лишние манипуляции отвлекали водителя, что увеличивало количество аварий на дороге. Первым инженерным решением стала установка двух отдельных фар для дальнего и ближнего света. Но к привычному нам виду фары с возможностью регулирования интенсивности светового пучка пришли позже, с изобретением двунитиевых ламп накаливания. Первой серийной моделью Ford, которая обзавелась такими лампами, сталаAnglia в 1949 году.

 

Следующим витком развития стали галогеновые фары – в лампу накаливания добавили буферный газ пары галогенов (брома и иода). Широкое распространение технология получила в 50-х годах, это позволило повысить жизненный цикл лампочки до 2000 – 4000 часов и увеличить светоотдачу.

 

Следом за галогеновой лампой в 60-х годах появилась ксеноновая, по сути своей колба, в которой под большим давлением закачана смесь инертных газов, в том числе и ксенона. Но в отличие от галогенок, в ней отсутствуют спирали, в результате чего перегорать в таких лампах просто нечему. 

 

Ксенон служит дольше, светит ярче, но не слепит других водителей. Кстати, благодаря тому, что лампа дает яркий белый свет, близкий к дневному спектру, технология получила широкое применение в проекторах. Следующим шагом стали биксеноновые фары, которые появились на Ford Mondeo, Galaxy и S-Max в 2007 году. В отличие от ксенона, который может давать только ближний свет (газу в нем нужно разогреться, чтоб начать «светить»), биксенон оснащен механизмом изменения направления света, что позволяет переключать свет с ближнего на дальний.

 

 

Но прогресс не стоит на месте, и на арену выходят светодиоды, изобретателем которых стал американский ученый Ник Холоньяк. В 1962 году он изобрел первый полупроводниковый светодиод видимого света. На данный момент аналитики утверждают, что 50% всего уличного освещения в мире светодиодное, а к 2023 году эта цифра вырастет до 90%. Неудивительно, что эта технология нашла свое воплощение и в автомобильных фарах.

 

 

 

Так в этом году впервые на новом Ford Mondeo представлены динамические светодиодные LED фары. Технология обеспечивает чёткость освещения, аналогичную дневному свету, долгий срок службы, а также адаптацию головного света с регулировкой интенсивности и угла поворота фар. Система автоматического переключения ближнего/дальнего света повышает безопасность поездки в темное время суток и в условиях ограниченной видимости. Она подсвечивает внутренние зоны при поворотах, рассеивает и уменьшает интенсивность при движении за другим автомобилем. Адаптивные фары оснащаются видеокамерами и датчиками, которые позволяют регулировать пучок света, управлять дальностью и мощностью. К примеру, если идет дождь, фары опускаются, чтобы блеск от капель не слепил водителя.

 

 

 

 Автомобильные фары прошли долгий путь – от керосиновых ламп до лазерных фар, которые уже попали в серийное производство спорткаров. Технический прогресс позволяет усовершенствовать и уже существующие технологии. Так эксперты считают, что галогеновые фары  нельзя списывать со счетов, и в ближайшее десятилетие они останутся на рынке как простой и дешевый источник света. Но, несмотря на это, такие современные разработки, как светодиодные фары, уже начинают выходить из премиального сегмента и становятся доступны для широкого круга покупателей. Тем более что в вопросе безопасности каждый водитель стремится выбирать самые эффективные технологии. 

Картина дня

наверх