На различных автомобильных сайтах можно встретить рекламные предложения от компаний, занимающихся чип-тюнингом. Автовладельцам обещают уменьшение расхода топлива с одновременным увеличением мощности и снижением шума при работе двигателя.
Прежде чем тратить деньги на эти "взаимоисключающие параграфы", стоит разобраться, какие параметры меняются при перенастройке электронного блока управления, и как они влияют на характеристики и ресурс двигателя.Что такое чип-тюнинг
Даже если впервые услышать этот термин, вполне можно догадаться, о чем идет речь: «чип» - что-то связанное с компьютерами, тюнинг – доработка. Так и есть. Чип-тюнинг – это улучшение характеристик мотора без механических вмешательств. Такой вид доработки стал возможным, когда для управления двигателем начали применять электронные контроллеры (ЭБУ). Основа ЭБУ это чип (микросхема памяти). В него производители автомобилей устанавливают программу, управляющую рядом параметров - впрыском, зажиганием и тп.
Основной движущей силой развития чип-тюнинга в России стала необходимость корректировки ошибок в управляющих программах отечественных автопроизводителей
Чип-тюнинг позволяет изменять стандартные настройки программы, установленной производителем. Делается это с целью улучшения характеристик двигателя и полного раскрытия его потенциальных возможностей.

Цели и задачи
Чаще всего к чип-тюнингу прибегают как к средству повышения мощности двигателя. Вторая по популярности цель - снижение расхода топлива.
Также возможности чип-тюнинга используют для корректировки управляющей программы после замены отдельных компонентов рабочих систем двигателя (например, при замене форсунок и т.д.).Относительно новое направление - внесение изменений в программу в связи с переходом на питание от газобалонного оборудования. В данном случае чип-тюнинг неизбежен - для работы на сжиженном газе необходимо, как минимум, изменить настройку оптимального угла опережения зажигания.
Непроверенная программа может нанести серьезный вред двигателю в процессе эксплуатации
И наконец, нередко инструментами чип-тюнинга проводится своего рода самодеятельная "адаптация для российских условий эксплуатации". Как правило, зарубежные производители устанавливают в блок управления некие «усредненные» программы. В данном случае ведущую роль играют экономические соображения - проводить настройку программного обеспечения для каждого рынка нерентабельно. Средствами чип-тюнинга можно, например, сделать коррекцию на индивидуальные особенности российского топлива.
Как выполняется чип-тюнинг
Сначала оригинальная программа считывается с блока управления через диагностический разъем. Для этого к нему подключают либо специальный сканер, либо ноутбук с адаптером для разъема. Затем считанная прошивка корректируется и перезаписывается в контроллер.
Для корректирования прошивки используется несложное программное обеспечение, не требующее от персонала специальных навыков. Основа квалификации чип-тюнера - понимание того, как изменения того или иного параметра отразится на работе двигателя. Кроме того, специалист должен представлять себе общую картину взаимодействия процессов, так как все они в той или иной степени взаимосвязаны.
Простейшие редакторы прошивок существуют даже для ключевых операционных систем, под которыми работают современные смартфоны
Кстати, следует знать, что многие так называемые тюнинговые компании в России самостоятельно не редактируют скопированные файлы, а отправляют их в специализированные фирмы за рубежом, например, в Греции. Поэтому их услуги, фактически, ограничиваются посредничеством, а значит, за результат нести ответственность они, по большому счету, не могут. Рекомендуется выяснить такие нюансы прежде, чем платить деньги. Возможно, более правильным путем будет поиск местного специалиста по двигателю вашей модели, имеющему портфолио положительных отзывов.
Результаты чип-тюнинга
Для атмосферных моторов можно добиться прибавки крутящего момента и мощности примерно на 8-12% (за счет изменения характеристик зажигания и топливоподачи). Для турбированных двигателей прибавка достигает 30-40% от исходного значения (за счет увеличения давления наддува).

Недостатки чип-тюнинга
Если чип-тюнинг осуществляет некомпетентный мастер, вполне возможно нарушение работы систем автомобиля, которые обеспечивают соответствие его выхлопов экологическим нормам, и это еще наиболее "мягкие" последствия.
Кроме того, каждый оригинальный чип содержит в себе программы защиты (защищают двигатель от чрезвычайных ситуаций путем перевода его в аварийны режим работы). Если сам чип или его программа изменены, то нет гарантии, что защитная программа не удалена или не повреждена.
Наиболее жесткий сценарий развития событий при наличии серьезных ошибок в настройках ЭБУ после чип-тюнинга - полное разрушение поршневой группы
Некоторые производители защищают свои программы от вмешательства, делая чип-тюнинг невозможным без замены электронного блока управления двигателем.
Альтернативные варианты
Можно установить так называемые тюнинг-боксы и различные модули мощности и оптимизации.
Тюнинг-бокс подсоединяется между стационарным ЭБУ и насосом впрыска топлива. Модуль оснащен собственной программой оптимизации впрыска и подает сигналы оригинальному блоку управления, а тот, в свою очередь самостоятельно высчитывает параметры впрыска и подает их дальше. Таким образом, два блока работают параллельно. Этот метод позволяет оставить без изменений стационарный ЭБУ, тем самым давая ряд преимуществ по сравнению с первым.
Заключение
Прибегать или нет к услугам тюнинговых компаний, каждый автовладелец решает для себя сам. Однако следует помнить, что любое вмешательство в электронику авто - это всегда риск: изменив одни параметры, можно разбалансировать остальные. Вместе с тем, грамотно выполненный чип-тюнинг способен в значительной мере улучшить характеристики мотора и раскрыть его потенциал.
Текст принадлежит Blamper.ru