Шофёр грузовика, в былые времена это был тяжелый труд. Конструкция машин хоть и была простой, но агрегаты не были долговечными, масла и смазки были примитивными, с поставками запчастей были перебои, поэтому шофёры выходили из сложных ситуаций как могли, часто проявляя смекалку.
Казалось бы, зачем нужна рогатка в «полуторке» ГАЗ-АА. Ответ простой – фиксировать рычаг КПП на прямой передаче.
Шестерни третьей и четвертой передач быстро изнашивались, скорость выбивало, и вот водители придумали простой нехитрый способ фиксации рычага коробки передач. Применялся этот метод, в том числе и во время войны, когда от работы грузовика часто зависело спасение жизни, а запчасти и смазочные материалы были в остром дефиците.
Вообще, коробка передач была слабым местом «Полуторки». Там быстро изнашивался промежуточный (контршафтный) вал и шестерни вторичного вала, входившие с ним в зацепление. У шоферов этот вал назывался «промежуток», его старались возить с собой, особенно в дальних рейсах. Хоть замена «промежутка» была одной из самых трудоёмких работ в ремонте этого грузовика, но что поделать, другого выхода не было…
Аккумуляторная батарея многие годы была ахиллесовой пятой шоферов, особенно зимой, потому заводили ГАЗ-АА чаще всего «кривым стартером, попутно закрывая заслонку карбюратора с помощью проволочки, выведенной из-под капота на правую сторону, на крыло.
При запуске грузовика ЗИС-5 в сильные морозы об аккумуляторе и электростартере в принципе можно было не вспоминать. Для запуска мотора применялась заводная рукоятка с увеличенным силовым плечом, прозванная «стахановкой». Её можно было крутить вдвоём, втроём…
«Печкой» в те времена даже легковые авто не оборудовались, так что обмерзающие ветровые стёкла протирали изнутри тряпкой, смоченной в солевом растворе.
Слабым местом электрооборудования было реле – регулятор. Как его тогда называли, реле обратного тока. Если оно выходило из строя, то аккумулятор не заряжался, и что бы устранить проблему, в кабину выводились провода от генератора и аккумулятора, и в качестве реле был сам шофёр, соединяя и разъединяя провода в зависимости от оборотов мотора.
Конечно, это лишь малый перечень методов, к которым приходилось прибегать нашим прадедам, что бы оживить сломавшийся грузовик в пути, или вообще, завести его перед рейсом. Труд шофёра в те времена был поистине тяжелым, порой – героическим.