На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"ТВОЙ АВТОДОМ"

3 212 подписчиков

Как не сбить мотоциклиста: наиболее полное руководство от самих мотоциклистов

Зачем это знать?

По статистике motocitizen, виновником ДТП с участием мотоцикла или скутера в 60 – 70% случаев является водитель автомобиля. Не доверять этим данным нельзя, т.к. они формируются на основе реальных случаев ДТП и постоянно уточняются. Фактически, это самая объективная и точная статистика по мотоавариям, которая есть у нас в стране.

Понятно, что мотоциклистов не сбивают специально, ведь ни один нормальный человек не хочет убить или покалечить другого безо всяких на то причин. И уж тем более никто не хочет угодить за решетку, расплачиваясь за подобные действия.

Вместе с тем, каждый год владельцы автомобилей устраивают одни и те же аварийные ситуации, убивая и калеча молодых ребят и девчонок, ломая судьбы себе и их близким. Иногда это происходит из-за откровенно презрительного отношения отдельных граждан к обществу и действующим в нем правилам, в том числе предписаниям ПДД. Они практически не пользуются поворотниками, постоянно нарушают ПДД, хамски и безответственно ведут себя на дороге. Таких водителей регулярно можно встретить на дороге, особенно в крупных городах.

Однако в большинстве случаев аварийные ситуации происходят не столько из-за пренебрежения правилами дорожного движения, сколько из-за отсутствия у водителей необходимых базовых знаний и опыта осмысленной езды совместно с мотоциклистами. В странах Юго-Восточной Азии, где двухколесной техники на дорогах порой больше, чем четырехколесной, а также во многих европейских странах, где развито мотодвижение, дела с этим обстоят гораздо лучше. Там водители привыкли к большому количеству моторбайков на дороге, они помнят о них и очень внимательно относятся к любому своему маневру.

В Москве, Питере и ряде других крупных городов в последние годы ситуация стала становится лучше: многие автовладельцы сами ездят на мотоциклах, мотоциклисты есть среди их друзей, или они просто привыкли к двухколесной технике на дороге. Все чаще водители оставляют место для проезда мотоциклов через пробку, дают им спокойно проехать сквозь поток и вообще относятся к мотоциклистам с пониманием. Но все же такие сознательные водители – это скорее исключение из правил. В массе же своей российские автовладельцы являются неподготовленными и заранее не знают, что нужно делать, чтобы избежать возможного столкновения с мотоциклом. Отсюда постоянные аварии, распространенный среди автолюбителей страх перед «вылетающими из ниоткуда» мотоциклами и проистекающая из него неприязнь к любителям двухколесной техники.

Однако хочет этого кто-то или нет, мотоциклов и скутеров с каждым годом становится все больше. В России зарегистрировано около 2,5 миллионов единиц мототехники, около 200 тысяч зарегистрировано в Москве. А сколько еще незарегистрированных! При этом все они своим выбором в пользу двух колес разгружают и без того перегруженные дороги, чему автовладельцы и местные власти должны только радоваться.

Поэтому, уважаемые автолюбители, давайте жить дружно! Давайте соблюдать хотя бы базовые правила безопасности – благодаря этому вы, быть может, спасете чью-то жизнь, и уж точно сохраните свои нервы, деньги, а может быть и свободу. Рассмотрим эти правила.

1. Пользуйтесь поворотниками

Даже если вам кажется, что ваш маневр и так всем очевиден. Включайте поворотники, если видите на дороге мотоцикл или скутер и тем более включайте их, если вам кажется, что их нет.

Только включайте их хотя бы немного заранее, а не за доли секунды до маневра.

2. Помните, что на дороге есть не только машины и автобусы

 

Совершая любой маневр, оценивайте его безопасность с учетом возможного наличия на дороге двухколесных транспортных средств. Это означает, что вам, как минимум, нужно внимательно изучить дорожную обстановку и поискать взглядом мотоцикл, с которым у вас может пересечься траектория. Но еще лучше, если вы будете знать основные места проезда мотоциклов при затрудненном движении, а также типичные аварийные ситуации с участием мотоциклов, которые будете заранее распознавать и избегать. Их не так много.

 

3. Учитывайте особенности езды мотоциклов в условиях города

Нельзя оценивать дорожную ситуацию, исходят лишь из габаритов и скоростных характеристик четырехколесной техники. Следует всегда помнить, что на дороге есть и двухколесные транспортные средства, которые, как правило, разгоняются и движутся быстрее основного транспортного потока. Они значительно меньше по габаритам и могут проехать там, где не пройдет автомобиль.

Так что автолюбителям стоит внимательно следить не только за потоком машин вокруг себя, но и контролировать наличие мотоциклов, движущихся в потоке или сквозь него. В этом поможет знание проведенных ниже особенностей перемещения мотоциклов в условиях города.

 

а) Мотоциклы стартуют быстрее, чем машины. Это означает, в частности, что, успевая проехать перед потоком машин на только что включившийся красный свет, вы можете столкнуться с мотоциклом, который приедет на вашу траекторию гораздо быстрее общего потока. И давайте не будем врать себе: если вы только подъезжаете к перекрестку, а желтый уже горит, значит выезжать с перекрестка вы будете уже на красный, когда для водителей пересекаемой вами проезжей части загорится зеленый.

Не ездите на желтый. Хотя бы в мотосезон. А на красный – вообще никогда.

 

б) Мотоциклы, как правило, движутся через поток, а не вместе с ним, потому что так не только быстрее, но и безопаснее: в большинстве случаев для мотоцикла гораздо безопаснее двигаться немного быстрее потока, а не ехать вместе с машинами – это уже многократно проверено. Из этого следует, что при перестроении, в том числе при перестроении внутри полосы, вам нужно контролировать не только соседние потоки машин, но и пространство между ними. Это не так сложно – достаточно просто посмотреть в зеркала.

Очень многие мотоциклисты стараются всеми силами повысить свою заметность на дороге за счет ярких шлемов и экипировки, ярких фар, громких глушителей – пилота с таким джентельменским набором можно не заметить только если совсем не смотреть в зеркала. Не говоря уже о том, что мотоциклы часто движутся группами, которые вы можете увидеть и услышать задолго до того, как они поравняются с вашим авто.

 

в) Мотоциклы не стоят в пробках. Они их объезжают. Возможность объезда пробок – это одна из причин, по которой покупают мотоциклы и скутеры и каждый день рискуют жизнью и здоровьем ради этой свободы. Для многих жителей пригородов – это вообще единственный способ добраться до работы, не вставая до восхода солнца.

В большинстве случаев пробки объезжаются не где попало, а во вполне определенных местах проезжей части, о которых будет рассказано ниже. Если вы регулярно ездите по одной и той же дороге и стоите на ней в пробке – скорее всего, вы уже знаете, где мотоциклы обычно объезжают эту пробку. Оставьте им немного места. Ведь это гораздо проще, чем восстанавливать оторванные зеркала. И не нужно слушать под ухом рев мотоциклетных двигателей и прямоточных глушителей.

4. Нет, они не нарушают

Мотоциклисты имеют полное право двигаться с автомобилями в одной полосе, при условии соблюдения безопасного интервала – Правилами это не запрещается (безопасный интервал определяется водителем самостоятельно). 

Понятие «междурядье» в ПДД никак не определяется и вообще не используется. Т.е., с точки зрения ПДД, того самого пресловутого «междурядья», о котором так любят говорить автомобилисты и недостаточно грамотные сотрудники ГИБДД, вообще не существует (возможно оно где-то и есть, но примерно там же, где и зазеркалье). Понятие «ряд» в ПДД используется, но тоже никак не определяется. Если считать рядом поток машин, то движение мотоцикла между рядами возможно, но это всегда будет движение в одной из полос.

Более или менее длительное движение мотоцикла по линии разметки, о запрете которого говорится в пункте 9.7 ПДД, технически невозможно, если только пилот не является мастером стант-райдинга (трюковой езды на дорожных мотоциклах): дорожная разметка не только очень скользкая, но и очень узкая, поэтому мотоцикл всегда движется в какой-то из полос, периодически перестраиваясь. Так что пункт 9.7 Правил относится скорее к неопытным автомобилистам, которые, не понимая габаритов, едут сразу по двум полосам.

Таким образом, если мотоцикл движется прямолинейно, то при любом маневре автомобиля, ведущем к столкновению с мотоциклом, виновником ДТП будет водитель этого автомобиля, т.к. он, вопреки требованию пункта 8.1 ПДД, начал маневр, не убедившись, что он не создаст опасности для движения, а также помех другим участникам дорожного движения.

То же самое касается движения мотоцикла по обочине справа или слева от проезжей части (вдоль отбойника) и даже его движения по встречке, в том числе с пересечением двойной сплошной. Несмотря на то, что ПДД запрещают движение за пределами проезжей части, за исключением строго оговоренных случаев (например, по обочине может ехать мопед, если это не создает помех пешеходам), и мотоциклист за такую езду может быть оштрафован, сбив его или столкнувшись с ним в результате своего маневра – поворота или перестроения (в другую полосу или в пределах полосы) – вы будете являться виновником ДТП в соответствии с уже упомянутым пунктом 8.1 ПДД, предписывающим убедиться в безопасности маневра перед его совершением.

При должной поддержке пилота на месте происшествия, в ГИБДД и суде виновником ДТП однозначно признается водитель автомобиля: практики на этот счет уже достаточно. Исключение могут составить лишь те случаи, когда в результате трассологической экспертизы будет установлено, что водитель автомобиля не имел технической возможности увидеть мотоциклиста перед началом маневра.

Важно отметить, что приведенный в этом разделе юридический разбор – это не досужые рассуждения автора статьи, это обобщение реальной практики, которая вполне конкретна: сбив мотоциклиста, вы почти наверняка окажетесь виновником ДТП. Конечно, при должных финансовых вливаниях можно склонить чашу правосудия в любую сторону, причем сразу на месте. Но нужно помнить, что такая возможность есть не только у вас, но и у другого участника ДТП. Так что лучше не сбивать.

5. При затрудненном движении контролируйте основные места проезда мотоциклов

На МКАДе и других дорогах с отбойником мотоциклы, как правило, объезжают пробку по т.н. мотополосе – пространстве между крайне левым рядом машин и отбойником. Следует признать, что при наличии разметки 1.2.1 эта часть дорожного полотна уже считается обочиной, и движение по ней запрещено ПДД. Впрочем, в отсутствие такой разметки, двигаясь вдоль отбойника, мотоциклист ничего не нарушает.

Если отбойника нет или пространство между ним и крайне левым рядом слишком мало, то мотоциклы обычно едут в промежутке между первым и вторым рядом. Если рядов всего два, то едут, соответственно, между ними.

Очень часто мотоциклы и еще чаще – скутеры едут в крайне правой полосе вдоль тротуара или обочины. Для малокубатурной техники это вообще основная полоса.

На многих междугородних трассах сейчас делают весьма широкие асфальтированные обочины. Они очень удобны для объезда пробок, так что на них тоже можно ожидать появления мотоциклистов.

То же самое касается полос для движения маршрутных транспортных средств. Они как будто созданы для мотоциклов.

Разумеется, за езду по обочине – правой или левой, а также за езду по полосе для маршрутных транспортных средств (но не в «междурядьяе»!) мотоциклист может быть привлечен к административной ответственности. Но если вы на этой полосе его собьете или подставите ему бок своего автомобиля, вы однозначно будете виновником ДТП в соответствии с пунктом 8.1 ПДД, предписывающем убедиться в безопасности маневра перед его совершением. Помните об этом.

Так что описанные выше места проезда мотоциклов лучше специально контролировать, периодически посматривая в зеркала. И совершенно точно в мотосезон нельзя перестраиваться, не посмотрев в зеркала, даже в пределах одного ряда.

Если же движение не затруднено, то мотоциклисты обычно держатся где-то ближе к левой части дороги.

6. При повороте налево или развороте убедитесь, что по противоположной стороне проезжей части вам навстречу не едет мотоцикл

Ситуация, когда автомобиль поворачивает налево, подставляясь под мотоцикл или скутер, который едет прямо – это самая распространенная аварийная ситуация с участием двухколесной техники. Эта ситуация ежегодно уносит множество жизней.

Поэтому всегда, всегда, когда вы поворачиваете налево или разворачиваетесь сделайте все возможное, чтобы убедиться в отсутствии мотоцикла или скутера на встречном направлении. Например, если на противоположной стороне проезжей части остановился автомобиль и его водитель моргнул вам фарами, показывая, что пропускает, не спешите сразу поворачивать. Постарайтесь убедиться, что справа от этой машины (слева, если смотреть с вашей стороны) не едет что-то двухколесное. Помните, что двухколесным транспортным средствам нужно совсем немного места для проезда. Мотоцикл или скутер могут запросто проехать между рядами машин или просто объехать остановившуюся перед вами машину по свободной правой полосе.

водитель не может видеть сквозь машины, он не увидит, что вам моргнули фарами, и, скорее всего, продолжит движение прямо, рассчитывая, что его пропустят в соответствии с ПДД.

Приглядитесь и прислушайтесь – если мотоцикл есть, то вы его, скорее всего, увидите или хотя бы услышите. В большинстве случаев автомобилисты создают аварийную ситуацию не потому, что не видят мотоцикл, а потому что даже не смотрят туда, откуда он едет.

Максимальную осторожность нужно проявить, если вы совершаете поворот налево или разворот в последние секунды перед включением красного сигнала светофора, и тем более, если красный уже включился: большинство аварий происходит именно в этот момент.

Кстати стоит отметить, что при столкновении машины с мотоциклом, когда машина поворачивает налево или разворачивается, а мотоцикл едет прямо, виновником ДТП всегда будет водитель автомобиля, даже если оба транспортных средства будут ехать на запрещающий сигнал светофора. Никакой обоюдки здесь не будет, т.к. мотоцикл едет по прямой, в то время как водитель автомобиля совершает маневр, не убедившись в его безопасности для других участников движения (п. 8.1 ПДД). Мотоциклист может быть оштрафован за езду на красный свет, но виновником ДТП будет владелец автомобиля, и вся ответственность за последствия ДТП ляжет на его плечи.

 

7. Поворачивайте налево только из крайне левого ряда

Никогда не поворачивайте налево через ряд и тем более через два. Если никто не едет в непосредственной близости от вас, это еще не значит, что левый ряд свободен. Посмотрите внимательнее в левое и центральное зеркала – возможно, где-то вдалеке вы увидите фару мотоцикла. Тех нескольких секунд, в течение которых вы перегородите полосу при повороте, может хватить, чтобы он успел прилететь вам в левый борт.

Так что если увидите в зеркале мотоцикл – лучше дайте ему проехать, и только после этого перестраивайтесь и поворачивайте. И не забывайте, что мотоциклисты часто ездят группами, так что в зеркала стоит посмотреть и после того, как мотоцикл проедет – не исключено, что за ним едет еще один.

 

 

8. При повороте налево или развороте, убедитесь, что никто не едет слева от вас

Это стоит сделать, даже если слева от вас двойная сплошная.

Да, если вы встали в левую (крайне левую) полосу, заняв в ней крайне левое положение и включили поворотники, никто не имеет права объезжать вас слева: по правилам, объехать вашу машину можно только справа.

Однако неопытные или просто глупые мотоциклисты часто так делают. Иногда и опытные делают то же самое, если это единственный способ объехать пробку.

Нельзя не отметить, что в случае столкновения, как всегда, виноват будет водитель автомобиля, т.к. он не убедился в безопасности своего маневра (п. 8.1 ПДД). Он будет виноват, даже если мотоцикл ехал по встречке, заехав за двойную сплошную – за такую езду мотоциклиста лишат прав, но вина за произошедшее ДТП будет целиком лежать на автомобилисте.

 

 

9. Если вы собираетесь совершить разворот на узкой дороге с использованием правой полосы или обочины – внимательно изучите дорожную обстановку в обоих направлениях и только после этого начинайте маневр

Помните, что мотоциклы и максискутеры могут и часто ездят очень быстро, и небольшое яркое пятно где-то вдалеке через пару секунд, а то и долей секунды может трансформироваться в несущийся по дороге байк. Также любая двухколесная техника может ездить в одной полосе с машинами, справа или слева от них, поэтому при беглом взгляде вы можете ее просто не заметить.

Так что разворот, в ходе которого вы перегораживаете проезжую часть, точно не стоит залихватски выполнять на полном ходу: лучше снизить скорость или вообще остановиться, внимательно посмотреть в обе стороны и только после этого разворачиваться, не забыв заблаговременно включить поворотники. И уж точно не следует совершать такой маневр в условиях ограниченной видимости.

 

 

10. Поворачивайте направо только из крайне правого ряда

Никогда не поворачивайте направо из второго ряда и тем более из третьего: в крайне правом ряду может ехать мотоцикл или скутер. Вы не представляете, сколько аварий из-за этого происходит!

Если у вас не получилось заранее перестроиться – хотя бы посмотрите в правое зеркало, а вместе с ним и в центральное: часто в него можно успеть увидеть объект, который через мгновение будет у вас в мертвой зоне. Возможно, позади вас едет мотоцикл, на траектории которого вы окажитесь в момент поворота. Кстати там же может ехать и машина, так что еще раз подумайте, стоит ли в нарушение правил поворачивать направо через полосу, а то и через две. Если вы уже явно не успеваете нормально повернуть, может быть стоит дождаться следующего поворота или развернуться на ближайшем перекрестке?

 

 

11. Поворачивая направо, убедитесь, что правее вас никто не едет

Даже если вы поворачиваете направо из крайне правого ряда, вам все равно стоит посмотреть в правое зеркало, а вместе с ним и в центральное. Как уже говорилось выше, мотоциклы и скутеры, особенно малокубатурные, часто ездят правее правого ряда, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств и обочине, и при повороте направо вы можете с ними столкнуться.

Вообще, это довольно глупо пересекать перекресток, занимая на проезжей части крайне правое положение, но, к сожалению, так делают очень многие водители двухколесной техники, особенно подростки, только вчера севшие за руль скутера. Впрочем, пилот заряженного спортбайка тоже может там поехать – все зависит от ситуации.

И традиционно хотелось бы отметить, что, сбив мотоцикл или скутер при повороте направо, виновником ДТП будете вы, а не водитель двухколесной техники, даже если дело происходит на перекрестке и знаками 5.15.1 или 5.15.2 из правой полосы разрешается только поворачивать направо: безопасность маневра должна быть обеспечена в любом случае (п. 8.1 ПДД). Единственное исключение – отсутствие технической возможности увидеть мотоцикл, установленное в результате трассологической экспертизы.

 

 

12. При необходимости быстро остановиться у края проезжей части примите меры к тому, чтобы сделать это безопасно

Если вы вдруг решили подобрать голосующего пешехода, остановиться возле магазина, который наконец-то нашли после долгих блужданий или вам по иной причине нужно быстро остановиться, посмотрите перед этим в зеркала – возможно, по правой полосе едет мотоцикл, и вы окажетесь на его пути.

Если увидите – ни в коем случайте не пересекайте его траекторию, ведь он, скорее всего, едет с достаточно высокой скоростью и просто не успеет остановиться или уйти от столкновения. Лучше снизить скорость, включить поворотники и дождаться, когда правая полоса освободится для перестроения и остановки: ничего страшного не случится, если пешеход пройдет десяток метров до вашей машины, или вы немного сдадите задним ходом, а магазин точно никуда от вас нее денется.

 

13. Если вы увидели просвет в плотном потоке не стоит сломя голову туда перестраиваться

Помните, что мотоциклы, как правило, передвигаются в самой быстрой крайне левой полосе, а также в свободном пространстве между первыми двумя рядами. Прежде чем перестраиваться в крайне левую полосу, посмотрите не едет ли по ней мотоцикл. Также проверьте, не едет ли он между рядами или непосредственно у вас под боком.

То же самое касается перестроения вправо из крайне левой полосы – не спешите сразу же занимать увиденный на второй полосе интервал: рядом с вами, между первым и вторым рядом может ехать мотоцикл, в том числе в вашей мертвой зоне. Постарайтесь убедиться в его отсутствии.

В обоих случаях обязательно включите поворотники и выждите хотя бы пару секунд – если вы не заметили мотоцикл, вы хотя бы дадите его водителю шанс уйти от столкновения.

 

14. Начиная обгон, убедитесь, что сзади нет мотоцикла, который уже пошел на обгон

Об этом даже в Правилах написано: водителю запрещается выполнять обгон в случае, если следующее за ним транспортное средство начало обгон (п. 11.2 ПДД). Поэтому, если вы наконец увидели просвет во встречном потоке машин, прежде чем давить педаль газа в пол и идти на обгон, бросьте взгляд в зеркала заднего вида – нет ли сзади вас мотоцикла или машины, которые уже начали обгон раньше вас. Совсем простое действие, но оно убережет вас от трагедии.

 

15. Не открывайте двери, не посмотрев в зеркала

Прежде всего, не надо открывать двери посреди дороги: от вас этого никто не ждет. Еще меньше этого ждут возле отбойника. Вашим пассажирам тоже не стоит этого делать. От того, что вы выйдете из машины и посмотрите вперед, пробка быстрее не поедет, а проблему вы можете создать очень серьезную. Причем пострадать может не только мотоциклист, но и вы сами.

Если вы припарковались у тротура или обочины и собираетесь выйти из машины, не забывайте посмотреть в левое и центральное зеркала, даже если до идущего по дороге потока машин достаточно большое расстояние, и вы точно сможете нормально выйти из машины. Ведь правее этого потока может ехать мотоцикл или скутер, и вот им проехать уже не удастся.

Особенно внимательным стоит быть, если вы припарковались сразу после правого поворота: в этом случае ваш обзор будет сильно ограничен, и вы можете не увидеть мотоцикл, который только входит в поворот. А вообще, лучше так не парковаться: даже ПДД обязывают отъехать от поворота хотя бы на 5 метров (п. 12.4 ПДД), а если следовать здравому смыслу, то отъехать стоит еще подальше.

 

 

Выводы

Сосуществование с мотоциклистами не представляет из себя ничего особо сложного. В принципе, если вы будете ездить по правилам, включать поворотникии и смотреть в зеркала – этого уже будет почти достаточно.

Существенное дополнение состоит лишь в том, чтобы помнить о более высокой скорости мотоциклов и их возможности ездить между рядами, вдоль отбойника слева или вдоль тротуара справа, а также по обочине. Держа это в голове, вы сможете более осознанно оценивать дорожную ситуацию и существенно снизите риск того, что ваши действия приведут к трагедии.

И напоследок самое простое, но действенное правило: если вы видите в задних зеркалах мотоцикл или скутер, просто ничего не делайте – продолжайте движение по своей полосе. Он сам объедет и вас, и других участников движения. Если хотите, можете немного подвинуться в полосе, чтобы ему было проще проехать – человеку будет приятно, а вы себе немного улучшите карму. Вам же нравится пропускать пешеходов, попробуйте пропустить мотоциклиста.

Антон Сметанин

Картина дня

наверх