На заре XX столетия, Америка впервые заняла выдающееся место на мировой арене. Её считали страной больших возможностей. Туда съезжались миллионы людей со всего мира.
Их привлекали истории о людях, такие как Генри Форд, создавших из ничего целые империи. Он был одним из тех мужчин, которые построили Америку.
New York. 1905 год.
На заре своей карьеры, молодой Генри Форд столкнулся с трудностями, которые мешали ему начать своё дело.
— Я намерен создать самый лучший и недорогой мотокар. Легкие и прочные мотокар Форда весит всего 500 килограммов. В нём 4-х цилиндровый двигатель, предельная скорость — 70 км/ч. Его цена — 900 долларов. Другая подобная машина стоит 1500 долларов. Поэтому мотокар форда сможет купить любой человек.
Молодой предприниматель Генри Форд создал новый тип автомобиля, но чтобы начать продажи, надо было получить разрешение от Ассоциации Лицензированных Производителей Автомобилей, известная как АЛАМ.
АЛАМ владела патентами на автомобили и полностью контролировала процесс производства, и продажи машин. В целом — это была гигантская автомобильная монополия, и сейчас будущее Форда было в ее руках.
— Благодарю Mr. Ford, будем на связи.
— Благодарю вас, господа.
Форд надеялся, что АЛАМ позволит им начать свой бизнес и заниматься тем, о чём он всегда мечтал.
Когда Форд пришел в этот бизнес, своих машин у людей не было, были только водители.
Автомобили считались предметом роскоши. Форд решил сделать их доступными для всех. Он рассматривал их, как ещё один предмет быта.
Первую модель Генри Форд построил в возрасте 33 года и назвал ее — квадроциклом. Но его производство было дорогим, а сам он весьма ненадежным. После этого, он создал модель «А», которая гораздо больше подходила современной Америке. Но для начала продаж требовалось разрешение АЛАМ.
(Steven Watts, автобиограф Генри Форда)
— Картель АЛАМ шантажировал автопроизводителей, требуя покупать их лицензии или угрожая судебным преследованием.
Решение по делу Форда было принято спустя несколько месяцев волокиты. Заявку отклонили. Казалось, что начинание Форда затушено в самом начале, но он был намерен показать миру, что для успешного бизнеса в Америке достаточно уверенности и таланта. Он не собирался сдаваться без боя.
(Steven Watts, автобиограф Генри Форда)
— Вся эта система его раздражала. Нельзя обладать патентом на саму идею автомобиля. Такая идея не может быть чьей-либо собственностью.
Форд решил обойди ограничения АЛАМ на производство автомобилей, но был один, а против него целая монополия. Он должен был сделать себе имя, прежде чем начинать производство без АЛАМ.
Crosse Point, Michigan.
Форд вызвал владельца крупнейшей автокомпании США на гонку, который считался почетным членом АЛАМ, а также самым быстрым водителем в Америке. Победа над ним, могла существенно помочь Форду в начале своей деятельности. И главная сложность была в том, что Форд ещё ни разу не сидел за рулем. Герой на гоночной машине и никому неизвестный Форд.
Форд выиграл.
Его победа над лучшим гонщиком в Америке в мгновение сделала из него знаменитость. Его имя стало ценностью и он извлек из этого все, что мог, привлекая инвестиции в компанию Ford motor. Генри Форд собрал 20,00 долларов (или 700,000 долларов на сегодняшний день) и этого хватило на постройку завода в Хайленд Парк (Highland Park). Завод выпускал по 15 машин в сутки, а их цена была доступной для большинства американцев.
Успех сделал Генри Форда заметной фигурой и АЛАМ вступила в бой. На Форда подали в суд, обвиняя его в использовании патентованных разработок. Генри Форд готовился к схватке с АЛАМ в Детройите.
…
Двери закрыты, судьи удалились на совещание. У входа в зал стоял Генри Форд, ожидавший приговора. Судьи должны были решить: может ли он дальше производить и продавать свою модель «А». Организация АЛАМ через суд требовала от Форда выплату роялти за каждую проданную машину. Форд понимал, что из-за роялти цена автомобиля возрастет и обычный человек ее не купит. Для всех остальных такой иск стал бы весьма разорительным, но Форду он подарил другое — Шанс.
Он понимал, что время бесконтрольных монополий прошло и пока его иск ещё был в суде, он публично отверг претензии АЛАМ и продолжил выпускать, и продавать машины. Он был уверен, что бизнес в Америке можно осуществлять другим способом и хотел доказать это всем.
Форд хорошо платил работникам, по 5 долларов в день, вдвое больше чем на других заводах США. Но он не только больше платил, но и больше требовал от них. Он разработал принципиально новый метод производства автомобилей. Вместо того, чтобы каждый раз в ручную собирать целую машину, он предложил делать это на конвейере. Придуманная им сборочная линия, глобально изменила сам процесс производство.
Форд не придумал массовое производство, он его усовершенствовал.
Сборочная линия позволила выпускать автомобили в 8 раз быстрее чем любой другой автопроизводитель в мире. Вместо 12 часов на одну машину, у него уходило полтора, что также позволило придерживаться 8-часового рабочего дня при 5-дневной рабочей неделе. Но чтобы продолжать свое развитие, надо было победить в суде. Он ждал своего приговора.
Неожиданно… Суд вынес решение в пользу Форда. Монополия АЛАМ не имела прав собственности на идею автомобиля. Генри Форд мог свободно развивать производство.
Мечта Форда исполнилась: машины стали доступны. После этого люди увидели в Форде бизнесмена нового века, он стал народным героем.
Форд не терял времени и его заводы работали на всю мощь. Его сборочные линии стали выпускать новый автомобиль рекордными темпами и впервые обычный человек смог позволить себе машину.
Его новшества вдохновили целые поколения людей, которые изменили жизнь американцев и всего мира в целом. Так например друзья детства, Уильям Харлей и Артут Девидсон поставили двигатели на велосипед и начали массовую продажу мотоциклов(теперь мы знаем компанию Harley-Davidson).
Милтон Херши применил конвейерный принцип в массовом производстве шоколада.
Бизнесмен Уильям Ригли вывел свою жвачку на мировой рынок.
А в Голливуде, польский эмигрант Макс Фактор начал продавать косметику для звезд киноэкрана, химикам всей страны. Он изобрел новый потребительский продукт и вывел его в массовое производство.
Благодаря принципу Форда.