На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"ТВОЙ АВТОДОМ"

3 212 подписчиков

Электропробег по дорогам двух стран на Mitsubishi: тока силой. Часть 2

ElektroFinn_2

Чем закончилось авантюрное путешествие по дорогам России и Финляндии на электрокаре Mitsubishi i-MiEV и бензоэлектрическом кроссовере Mitsubishi Outlander PHEV? Журналисты ЗР делятся бесценным опытом водителей электротранспорта. Окончание.

Окончание - см. начало Часть 1

 

ЗАРЯЖАЕМСЯ ПО-РУССКИ

Через 58 км от границы с надеждой и трепетом въезжаем на бензоколонку финской сети АВС. А вдруг карта всё же обманывает и опять придется просить «водички»? А финского-то мы не знаем. Нет, вот он, заветный зеленый столбик! И даже асфальт возле него аккуратно покрашен зелененьким. С гордостью подъезжаем… Чудо! Электричество здесь действительно, как и говорили финские друзья, бесплатное, а для общения с электростолбиком можно выбрать любой из десятка языков, в том числе русский.

Деловито, как будто уже давно к этому привыкли, разматываем толстый кабель, и наш Mitsubishi припадает к живительной 380‑вольтовой сети. С трепетом ждем. Столбик быстро договорился с нашей машиной – зарядка пошла! Причем для начала, как показывает дисплей, током 130 А. Через полчаса зарядный ток упал до 13 А, а еще через пять минут станция отключилась, возвестив о зарядке батареи на 82%. Мы попробовали подключиться вторично. Получилось, но процесс идет очень медленно: чтобы набрать еще процентов пятнадцать, понадобится не менее получаса. Решили, что выгоднее ехать до следующей колонки.

Тем более что кофе и булочки на финских АЗС очень вкусные. Дорогие, правда, но мы ведь попали в мир бесплатной энергии для электромобилей! Так, подзарядившись еще раз, доехали до Хельсинки. На всё про всё, считая первое ознакомительное общение с электростолбиком, ушло часа четыре. Не быстро? По сравнению с перегоном от Питера до Торфяновки – молниеносно! А главное – куда спокойнее. Теперь знаем: здесь без энергии не останемся. Настало время вспомнить о гибридном Аутлендере, который всё это время стойко переносил неспешный темп и детские капризы электромашинки и даже разик поработал спасателем-тягачом.

КТО ПОСЛЕДНИЙ? Я ЗА ВАМИ!

Когда мы въехали на парковку супермаркета в Хельсинки (в течение первых трех часов бесплатно для электромобилей и подзаряжаемых гибридов плюс гарантирована бесплатная же зарядка аккумуляторов), водитель гибридного Mitsubishi наконец-то почувствовал себя полноправным членом электромобильного сообщества. Смело встал за Mitsubishi i‑MiEV и гордо подсоединил машину к розетке. На финнов действия, вызвавшие в нас радостные эмоции, никакого впечатления не произвели. Гибридов тут много.

Для полной зарядки батареи гибриду PHEV необходимо около шести часов. Но нам ведь все равно нужно где-то оставлять автомобили на ночь, поэтому за лишние часы парковки доплатили, а электричество получили бесплатно.

Утром настало время выяснить, на что способен гибрид с полностью заряженной батареей в реальных условиях. Наш путь – от Хельсинки до Турку – чуть более 160 км. Пока выезжали из столицы Финляндии и ее предместий, на панели приборов светилось: средний расход топлива – 0,5 л/100 км. Впечатляет! Понятно, что в основном трудятся электромоторы, но всё равно не покидает ощущение чуда.

Если батарея гибрида полностью заряжена, расход топлива поначалу будет сказочно низким.

Если батарея гибрида полностью заряжена, расход топлива поначалу будет сказочно низким.

По шоссе едем в уже привычном режиме электромобиля: 80–95 км/ч. Первые полсотни километров расход держится на уровне 1,6–1,9 л/100 км, затем, разумеется, начинает расти – батарея разрядилась. Тем не менее на этом участке расходовали в среднем всего 5,5 л бензина на 100 км. Очень неплохо, даже учитывая почти черепаший темп. Завтра попробуем заряженный PHEV в более быстром трассовом режиме.

В Турку на стоянке возле гостиницы бесплатно подзарядили обе машины от розеток, опять же предназначенных для подпитки обогревателей автомобильных моторов в сильные морозы. Утром стартовали в городок Пори – 140 км к северу. Решили дать электромобилю отдохнуть (да и себе тоже – от него). Не было уверенности в достаточном количестве быстрых заправок на этом перегоне (они появляются быстрее, чем их успевают наносить на карту), к тому же хотелось оценить Outlander PHEV в немного иных, чем прежде, условиях.

Итак, выезжаем на шоссе с полностью заряженной батареей. Картина уже знакомая: мизерный поначалу расход увеличивается по мере роста пробега и скорости. Едем в режиме потока: 100–110 км/ч. Получаем в результате 6,1 л/100 км. Здорово!

Наш маленький серенький подзарядился, 1 км пробега 0,33 4,64 можно ехать

Наш маленький серенький подзарядился, 1 км пробега 0,33 4,64 можно ехать

Коли уж поехали на одной машине, решили подзарядить PHEV на быстрой заправке. Но ни одна из трех электрозаправок на шоссе и в Пори (в том числе так называемая полубыстрая, которая заряжает гибрид примерно за три часа) общего языка с нашим Аутлендером не нашла! На дисплее столбика и панели приборов машины высвечивалась ошибка. А от обычной сети автомобиль заряжался нормально.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РАЙ?

По дороге из Хельсинки в Турку и на обратном пути до границы мы уже чувствовали себя продвинутыми электромобилеводами. По-хозяйски подключались к быстрым заправкам, которые на основных трассах встречаются примерно каждые 60 км, а на ночь подсоединяли i‑MiEV к обычной розетке у гостиницы или на парковке супермаркета (напомню: если стоять больше трех часов, придется платить).

Постепенно выработали оптимальный трассовый стиль езды. Тащиться со скоростью 60 км/ч совсем не обязательно. Можно ехать и 80, и даже 90–95 км/ч, надо только постоянно следить за приборами, оповещающими о мгновенном расходе электроэнергии и запасе хода. Это напрягает больше, нежели управление обычным автомобилем, зато увеличивает среднюю скорость. Нужно умело использовать рельеф. На спусках понемногу, не позволяя стрелке прибора выходить из зеленой зоны, набирать ход – тогда в конце длинного спуска можно ненадолго отпустить педаль и, благодаря системе рекуперации, добавить к запасу хода километрик, испытав при этом непонятную обгоняющим нас водителям радость. Главное – вовремя подготовиться к подъему, чтобы скорость на нем не упала ниже 80 км/ч, а магическая стрелка, опять же, не ушла – ну или хотя бы недалеко ушла – из зеленой зоны. В общем, там, где на обычном автомобиле, включая гибридный, просто едешь, здесь – работаешь водителем электротранспорта. Мобилизует и приучает к рачительности.

В Хельсинки мы с гордостью присосались к сети на бесплатной для таких машин парковке под супермаркетом.

В Хельсинки мы с гордостью присосались к сети на бесплатной для таких машин парковке под супермаркетом.

А она в будущем, видимо, очень не помешает. Финны иронично улыбаются: конечно, электроэнергия для машин всегда бесплатной не будет. Нам уже попалась колонка, на которой обозначено: 0,2 евро за минуту заправки. За полчаса, значит, 6 евро, и i‑MiEV сможет преодолеть 60–70 км. То есть 1 км обойдется в 10 евроцентов, а это всего-то примерно в полтора раза дешевле езды на жидком топливе (в Финляндии цена бензина – около 1,4 евро за литр).

Правда, есть еще налоговые льготы и бесплатные стоянки.

Расставшись со страной, где на электромобиле действительно можно ездить, пусть и не так комфортно, как на обычной машине, вновь заряжаемся в приграничной Торфяновке (по 200 рублей за машину) и выдвигаемся в сторону Питера.

Всё шло по плану. Через 70 км сердобольные служащие АЗС просунули наш провод в окошко и три с половиной часа заправляли нас электричеством за купленный нами кофе и рассказы о диковинной поездке.

Мы рассчитали: еще одна подзарядка – и гордо въедем в ворота фирменной СТО Mitsubishi в Питере, где нам обещали отмыть i‑MiEV и зарядить его для завтрашней погрузки в вагон. Но… Один из нас, задумавшись (электромобили этого не любят!), свернул на питерский скоростной диаметр, где АЗС нет.

Воскресенье – выходной. Промозгло. На офисной стоянке в Турку никого, кроме нас. От холода спасают только куртки Columbia. Бесплатного электричества в избытке, но лишь из обычной сети на 220 В.ф

Воскресенье – выходной. Промозгло. На офисной стоянке в Турку никого, кроме нас. От холода спасают только куртки Columbia. Бесплатного электричества в избытке, но лишь из обычной сети на 220 В.

Финал с этого момента был предсказуем: на предпоследнем издыхании i‑MiEV свернул с трассы, а остатка электричества хватило для заезда на эвакуатор. Так и закончилось в Питере электропутешествие – немного странное, отчасти даже смешное, но все же очень интересное.

ЗАРЯЖЕННЫЕ И РЯЖЕНЫЕ

Конечно, наша поездка – авантюра. Электромобиль в России – «оружие ближнего боя», то есть городская машина для коротких поездок. Никакая экономия не оправдывает пережитых нами приключений. Правда, речь в первую очередь о недорогом, но не самом современном Mitsubishi i‑MiEV. Наличие быстрых зарядок позволит ездить и в близлежащие города – как мы съездили из Хельсинки в Турку. С двумя быстрыми подзарядками 160 км удастся пройти примерно за три с половиной часа. На автомобиле с ДВС – за полтора. Но на электричестве – бесплатно.

По рассказам финнов, которые ездят на более современных и дорогих, нежели i‑MiEV, электромобилях, загородный пробег некоторых машин до подзарядки достигает 180 км. Это уже серьезно. И все же пока даже в Финляндии куда популярнее подзаряжаемые гибриды: они удобнее и универсальнее. В городе машина может проехать пару десятков километров на электричестве или с расходом поллитра бензина на сотню. А за городом это привычный автомобиль с ДВС, комфортный в дальних поездках. Захотели отдохнуть и выпить кофе – подзарядите батарею и будете вновь экономить жидкое топливо. Конечно, если есть где подзаряжать…

Outlander PHEV почему-то так и не нашел общего языка с финскими быстрыми зарядками.

Outlander PHEV почему-то так и не нашел общего языка с финскими быстрыми зарядками.

Какими бы совершенными ни становились электромобили и гибриды, они не будут пользоваться заметным спросом, пока государство не создаст соответствующую инфраструктуру и не предоставит их владельцам льготы в виде низких налогов, бесплатных парковок и электричества. В Финляндии все это уже действует, у нас пока больше прожектов и громких отчетов. В России, чтобы ездить на электромобиле, нужна сила не только тока, но и духа. А случайно собьетесь с пути – возможно, понадобится и мускульная. Редакция благодарит Хакана Содерстрома за помощь в подготовке пробега и материала, а также компанию Спортмастер за предоставленную экипировку.

Люблю гибриды

Якко Питкаярви, Тампере

09

Новые технологии близки моему сердцу, к тому же было любопытно, что представляет собой спортивный гибридный автомобиль, – потому я и приобрел BMW i8, подзаряжаемый от электросети гибрид. Использую его ежедневно, и мне очень нравится электрический режим: машина едет тихо.

Никаких проблем с i8 пока не возникало. Работает безупречно в любую погоду. Финское государство обеспечивает «энергетическую инвестиционную поддержку» для экологически чистых автомобилей. Я подсчитал: в моем случае господдержка в течение трех лет с момента покупки составит около 18 тысяч евро. За страховку заплатил примерно на 70% меньше, чем если бы купил аналогичное купе с бензиновым двигателем. В Финляндии очень высокий налог при покупке машины: для спортивного автомобиля он может составлять более половины цены. Налог рассчитывается в зависимости от выбросов CО2, а у моего BMW i8 они очень низкие, так что для меня налог – около 10% цены. Плюсы и минусы эксплуатации электромобилей в Финляндии такие же, как в других странах. Основные сложности связаны с поездками на большие расстояния. Однако количество зарядных станций увеличивается почти каждую неделю, и, надеюсь, уже летом появится возможность отправиться на электромобиле из Хельсинки в Лапландию, подзаряжаясь на станциях быстрой зарядки. Ну а для владельцев гибридных автомобилей наличие таких станций, естественно, не столь актуально.

Холодный климат владельцам электромобилей не помеха. В Финляндии они зимой одеваются не теплее, чем водители машин с ДВС. Проблемы могут возникнуть разве что в 40‑градусный мороз.

Мой BMW способен проехать на электротяге около 25 км. Для езды в центре города этого обычно хватает. В целом запаса хода гибрида и электромобиля между подзарядками практически достаточно для любой поездки, кроме безостановочного междугороднего маршрута. Думаю, уже в течение ближайших двух лет число электромобилей существенно вырастет, а после 2020 года их будет больше, чем автомобилей с ДВС.

Плюс электрификация всей Финляндии

16

Интерес к электрокарам в этой северной стране растет быстро.

С 2013 по 2014 год продажи увеличились вдвое и достигли 440 штук; из них 257 – гибриды, в том числе подзаряжаемые, и 183 – чистые электромобили. Для небольшой страны это немало! Самый популярный в 2014 году гибрид – Mitsubishi Outlander PHEV (146 машин). Именно на таком мы и приехали в Финляндию. Второй по популярности – Volvo V60 Plug-In (51 машина), замыкает тройку Toyota Prius. Среди чистых электромобилей на первом месте в 2014 году – Tesla Model S (94 машины), на втором – Nissan Leaf (79), на третьем – Volkswagen e‑up! (4).

А всего на конец января 2015 года в Финляндии зарегистрировано 913 единиц электротранспорта: 553 гибрида и 360 электромобилей.

Сергей Канунников, Владимир Соловьев

Фото: Александр Кульнев

Источник 

Картина дня

наверх